крещение

 

Крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.

митрополит Иларион(Алфеев)

Крещение – это глубоко личное и осознанное решение верующего войти в Новый завет с Господом Иисусом Христом, решение, требующее покаянной перемены всей своей жизни: сердца, ума, ценностей. Старинное слово «завет» означает «союз», «соглашение». Подобно тому, как мы выбираем спутника жизни и в бракосочетании даем ему обещание верности на всю жизнь, Крещение – это сочетание со Христом, то есть момент, когда человек выбирает Его своим Господом – Господином и Руководителем – Спутником, Учителем и Другом. Причем этот выбор связан ни больше ни меньше, как с решимостью умереть для своего греховного прошлого (в чем бы эта греховность ни выражалась) и начать совершенно новую, благодатную жизнь. Это умирание и воскресение – вместе со Христом – реально происходит в крещальной купели (Послание к Римлянам, гл.6, ст.2-4), но продолжается и углубляется затем в ходе дальнейшей христианской жизни, без которой само Крещение не имеет ни смысла, ни пользы. Христианин, принявший Крещение, становится на путь постоянной и напряженной духовной борьбы: в таинстве он бросил вызов темным силам (Послание к Ефесянам, гл.6, ст.12; ср. «отречение от сатаны» в начале Крещения), и они этот вызов приняли!

Сначала нужно познакомиться

И как невозможно выбрать в спутники жизни незнакомца или незнакомку, человека, с которым ты никогда в жизни не общался – так же абсурдно «сочетаться» в Крещении с Богом, Которого мы не потрудились узнать и установить с Ним отношения. Тем более, учитывая всю серьезность и ответственность такого решения. Именно поэтому в древности существовала практика очень длительной, не менее одного года, подготовки к Крещению, которая включала изучение Библии, молитву, участие в богослужениях, ответы на вопросы. Цель такой подготовки – дать возможность человеку не только узнать учение Христа и сопоставить с ним свою жизнь, но и узнать Его Самого. Лишь когда это произошло, а человек принял решение довериться Христу и соединить с Ним свою жизнь, можно говорить о его готовности принять Крещение.

Крещение — это новое рождение

Речь идет в данном случае о крещении взрослых. Детей же Церковь крестит по вере их родителей и крестных. При отсутствии веры и желания вести в дальнейшем христианскую жизнь у взрослых – Крещение детей ничем не оправдано. Оно не «сработает» само по себе! Крещение – это дверь в Церковь; к сожалению, для очень многих детей, которых сегодня приносят крестить родители, это Таинство становится «дверью в никуда». Итак, подчеркнем еще раз: Крещение детей или взрослых – это начало, а не предел христианской жизни; оно будет действенным и принесет свои плоды только в случае дальнейшего воцерковления человека. Евангелие здесь радикально: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 5). Рождение от воды – это и есть таинство Крещения; а рождение от Духа, начинаясь в таинстве Миропомазания (сразу после Крещения), продолжается в течение всей жизни в Церкви, если человек становится христианином, «практикующим» не во имя религиозного уклада, а ради соединения с Богом, в единстве со своими братьями и сестрами.

Крещение дает не гарантию спасения, а открывает путь к нему, крещение это не кинетика, а потенция.

    С чего начать?

В настоящее время, согласно документу «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» (принят Священным Синодом 27.12.2011, утвержден Архиерейским Собором 2-5.02. 2013), на приходах должно проводиться как минимум две беседы перед Крещением для родителей, крестных и взрослых людей, готовящихся к Крещению. Этот первый шаг к восстановлению древней практики оглашения призван помочь людям, желающим креститься или крестить своих детей, осознать мотивы такого решения, его последствия и сделать осознанный выбор.

Крещение есть Таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды. Крещение есть принятие человека в лоно Церкви, только после него человек может приступать к Церковным Таинствам. Крещение и миропомазание служат подготовительными моментами для вступления в Евхаристическое собрание. Вступление в него открывает возможность жизни в Церкви без которой нет активной принадлежности к ней. Поэтому сами по себе крещение и миропомазание создают только пассивную принадлежность. Таким образом, таинство приема в Церковь содержит три момента: крещение, миропомазание и Евхаристию.

протопресвитер Николай Афанасьев

После Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *