одна маленькая история

    Каменная Успенская церковь строилась на новом месте. Старая деревянная церковь продолжала существовать при сельском кладбище как минимум до 1874 года.

     Привожу выдержки из дела, хранящегося в ЦИАМ в составе фонда Московской духовной консистории, о попытках священника, церковного причта и старосты прихода в честь Успения Пресвятой Богородицы села Белые Колодези Коломенского уезда Московской губернии разобрать ветхую церковь и о противодействии им со стороны прихожан, которые имели место в 1869–1871 годах (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 445. Ед. хр. 13).  Это реально имевшее место полтора века назад событие и стойкая позиция, занятая прихожанами, нашими предками, послужит примером того, как можем и должны вести себя в нынешнее время мы – православные христиане, их потомки.

«Его Преосвященству
Преосвященнейшему Игнатию,
епископу Можайскому и кавалеру
Коломенского уезда
села Белых Колодезей Успенской Церкви
священника Афанасия Морозова с причтом
и церковным старостою
Всепокорнейшее прошение

Находящаяся в нашем селе деревянная во имя Успения Божией Матери церковь, замененная каменною во имя Успения же Божией Матери с двумя приделами во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Николая, пришла в ветхость и сама собою не может поддерживаться и чрезвычайно обременяет нас по ветхости своей в частых поправках своих, и никак нельзя ее оставить без поправления, приличного храму Божию. В настоящее же время с благословения архипастырского мы начали уже строить ограду кругом каменной церкви по рассмотренному и по одобренному епархиальным начальством плану, на которую с пользою мог бы быть употребляем бутовый и тесанный камень, а равно и железная кровля деревянной церкви на покрытие столбиков или колонн в ограде. Просим всенижайше милостивейшего Вашего архипастырского разрешения сообразно с правилами церковными воспользоваться материалами ветхой деревянной церкви, годными на построение ограды, дерево же употребить на отопление теплых приделов каменной церкви, о сем нашем прошении учинить милостивейшую архипастырскую резолюцию. К сему прошению села Белых Колодезей Успенской Церкви священник Афанасий Морозов руку приложил. К сему прошению того же села и церкви диакон Василий Троицкий руку приложил.К сему прошению того же села и церкви дьячок Матвей Орлов руку приложил.Церковный староста того же села и церкви Иван Тихонов Мосолов руку приложил [март 1869 года]

На документе резолюция Игнатия, епископа Можайского: «Апреля 6. Консистории выслушать и, что положено будет, представить».

2 мая 1869 года Московской духовной консисторией было разрешено разобрать деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с передачей годных материалов на строительство каменной ограды. Престол и жертвенник местному священнику в присутствии благочинного надлежало разобрать, тщательно исследовав, не окажется ли там древних антиминсов или мощей. Дерево престола и жертвенника предписывалось сжечь, пепел пустить в проточную воду, антиминс представить архиерею. Дерево самой церкви следовало употребить на обогрев теплых престолов. Соответствующий указ был послан благочинному Коломенского уезда о. Михаилу Спасскому (село Васильевское) 30 мая 1869 года. На решении консистории стояла резолюция правящего архиерея: «Мая 13. Исполнить».

Однако исполнения решения епархиального начальства все не было. Тогда в конце января 1870 года благочинный о. Михаил Спасский послал запрос в Белые Колодези о причинах задержки в выполнении предписания консистории. Через несколько дней последовала объяснительная записка от имени священника Белых Колодезей о. Афанасия Морозова, причта и старосты Ивана Мосолова, и 26 февраля 1870 года о. Михаил Спасский сообщил в консисторию, что половина прихожан «по уважению к древности желают сохранить деревянную пришедшую в ветхость церковь в настоящем ее виде» и не хотят приступить к ее разбору. При этом содержать ветхую церковь на свои средства они не хотят, рассчитывая на церковные, которых у прихода нет.

В начале мая 1870 года Духовная консистория подтвердила, что прошлогоднее решение остается в силе. Приход в Белых Колодезях был обязан разобрать ветхий храм, в частности, потому, что деревянная церковь особой древности не имела.

В ответ на это предписание консистории крестьянский сход выдвинул свои предложения епархиальному начальству и направил следующее обращение:

«1870 года июня в 29-й день.

Мы, нижеподписавшиеся, Московской губернии Коломенского уезда Акатьевской волости общество крестьян села Белых Колодезей здесь сего числа собраны нашим сельским старостою Иваном Андреевым из всех наличных домохозяев в присутствии нашего местного отца благочинного села Васильевского священника Михаила Васильевича Спасского, где с тягостным прискорбием прочитан и выслушан нами указ Московской духовной консистории по делу о назначенной сломке нашей старой Успенской приходской деревянной церкви по состоявшемуся 6-го мая решению нашего епархиального начальства, последовавшему по тому основанию, что будто бы мы, общество прихожан, отказываемся оную поддерживать на собственный свой счет и отзываемся несостоятельностью в приличном ее благолепию виде хранить постоянно. Вследствие чего мы, общество крестьян, посоветовавшись, единодушно с общего и непринужденного всех нас согласия определили: усерднейше просить наше милостивое епархиальное начальство:

      1-е) оставить нашу старую еще благовидную и неветхую деревянную церковь в неприкосновенном виде. Обратить оную в кладбищенскую церковь, как рядом с кладбищем [стоящую], потому уважению, что мы все, общество крестьян, по заветным и дорогим для нас воспоминаниям имеем сильную привязанность и любовь к нашему старинному храму Господнему Успения Божией Матери.

     2-е) а как будет потребен и назначен ремонт на поддержание оного храма, мы, общество нижеподписавшихся крестьян, постоянно и без замедления обязуемся с избытком жертвовать потребную сумму на поддержание оного храма точно так же, как добровольно произвели мы из среды себя одних своих прихожан складочную сумму в изобильном количестве для вновь ныне почти оконченной каменной церковной ограды с роскошными железными решетками, без всякой посторонней помощи обстановив в блестящем ее виде, и уже более нет никакой нужды касательно до сломки старого храма ради сей ограды потому именно, что последняя вся в чистую почти окончена на мирскую складочную сумму.

    3-е) а потому мы все, общество прихожан, на свой счет желаем постоянно поддерживать и украшать наш старый храм церкви в приличном его виде, а не желаем разорять оный, и в том умоляем и усерднейше просим Вас, владыко святый, удовлетворите наше общественное желание и нашу усердную просьбу. Поручая сей наш мирской приговор нашему духовному отцу приходскому священнику Афанасию Егоровичу Морозову его особым прошением пред лицом преосвященнейшего владыки об оставлении старого храма нашего в целости и нетронутым, в том и утверждаем единогласно сей наш приговор своим рукоприкладством».

Поскольку, вероятно, общий язык между белоколодезскими селянами был найден, в августе 1870 года притч храма во главе с настоятелем отправил на имя правящего архиерея прошение, в котором содержалась просьба отменить решение о разборе деревянного храма и оставить его в целости, «пока поддерживать будут изъявляющие усердие на сие прихожане».

Однако свою позицию имел староста И.Т. Мосолов – он не подписался под заявлением причта. Во время ремонта деревянного храма, начавшегося в 1871 году, И.Т. Мосолов направил собственное заявление («объявление») на имя благочинного, в котором упирал на формальное нарушение дисциплины, ибо крестьяне приступили к ремонту без разрешения консистории. Далее староста докладывал, что храм очень ветх, колокольня почти сгнила и много откуда идет течь; храм требует капитальной перестройки и в любое время может рухнуть. Староста подчеркивал, что давно об этом сообщал и не хочет нести ответственность в случае падения колокольни.

Однако демарш И.Т. Мосолова никаких результатов не дал. 27 сентября 1871 года Духовная консистория разрешила крестьянам отремонтировать церковь, чем окончательно подвела черту под делом, длившемся более двух лет. На документе стояла резолюция архиерея: «Сент. 28 дня. Согласен». Противостояние сторонников и противников сохранения храма завершилось победой первых при согласии с их мнением епархиального начальства, занявшего дальновидную позицию и проявившего чуткость к желанию простых прихожан.

Аркадий Тарасов, историк

одна маленькая история: Один комментарий

  1. ОЛег Новицкий

    На месте алтаря той старой Успенской церкви сейчас стоит каменная часовня. Надо её сфотографировать и присоединить к статье. Кроме того (о. Димитрий лично видел и я тоже присутствовал), при копании ямы под могилу зимой открылись белые камни кладки фундамента алтаря той церкви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *